

Контроль и оценка результатов
Методическая разработка
Педагога д/о
Викулина П.Н.
Контроль и оценка результатов образовательной деятельности учащихся
Контроль и оценка результатов образовательной деятельности учащихся творческого объединения «Судомоделирование» проводятся в различных формах:
- собеседование, анкетирование;
- тестирование;
- защита проекта;
- практическая работа;
- выставка;
- спортивные соревнования.
Виды контроля: предварительная, промежуточная и итоговая диагностика.
Предварительная диагностика проводится с целью корректировки учебно-тематического плана и дополнительной общеразвивающей программы. Диагностика проводится в конце сентября, когда заканчивается набор учащихся в учебные группы объединения. Ее цель – определить уровень начальной подготовки учащихся. В ходе проведения диагностики педагог осуществляет прогнозирование возможности успешного обучения воспитанников на данном этапе. Формы проведения диагностики: собеседование, анкетирование, тестирование.
Промежуточная диагностика учащихся проводится с целью определения направления и формы индивидуальной работы с каждым учащимся. Диагностика проводится по итогам первого полугодия. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс. Результаты, полученные при диагностике, позволяют выявить уровень усвоения учебного материала по годам обучения и подобрать индивидуальные маршруты работы с учащимися. Формы проведения диагностики: тестовые задания разного уровня сложности (для проверки теоретической части), защита проекта, выставка, практическая работа (для практических навыков и умений).
Итоговая диагностика выпускников проводится с целью определения уровня творческих способностей на основе полученных знаний, умений и развития навыков. Она проводится в мае. Формы проведения диагностики: тестовые задания, защита проекта, выставка работ, соревнования, практическая работа. Но данные формы итоговой диагностики не всегда могут в полной мере оценить работу учащихся, так как в таких мероприятиях участвуют не все учащиеся творческого объединения, а, в основном, наиболее одарённые. Для таких учащихся при проведении итоговой диагностики на своих занятиях применяют следующие формы познавательной деятельности: деловые игры, тематические викторины, творческие конкурсы, аукционы знаний и т.д.
Система оценки учебных достижений учащихся
Учебные достижения учащихся (усвоение программного материала), система творческой самореализации учащихся. Параметры, характеризующие творческую самореализацию учащихся, отражают, в совокупности, мотивационный, эмоционально-волевой и деятельностный аспекты творческой работы.
В качестве диагностического показателя самореализации учащихся в процессе творческой познавательной деятельности выделены уровни успешности выполнения ребёнком самостоятельных творческих проектов.
Высокий уровень творческой самореализации присущ тем учащимся, которые стремятся и могут выделить идею и, используя её как основу решения задачи, оперируют познавательным материалом и его аргументацией в ходе выполнения проекта (испытывают эмоциональную удовлетворённость от процесса и результата своей деятельности). Данный уровень характеризуется устойчивым интересом и самостоятельностью учащегося в ходе выполнения проекта, проявлением инициативы, адекватной самооценкой результатов творческой деятельности, умением согласовывать свои действия с другими учащимися в условиях коллективного выполнения творческих заданий.
Средний уровень характерен для учащихся, понимающих взаимосвязи между фактами и познавательной информацией, оперирование которой необходимо для успешного выполнения творческого проекта, но недостаточно самостоятельных в выдвижении идеи, ограниченных в выборе познавательного материала, испытывающих эмоциональный дискомфорт при возникновении трудностей и их преодолении. Это проявляется в эпизодической инициативности, неустойчивом интересе к выполнению творческого проекта, завышенной или заниженной самооценке, недостаточной сформированности умений действовать согласованно с другими учащимися в процессе выполнения творческого проекта.
Низкий уровень творческой самореализации наблюдается у тех учащихся, которые не склонны проявлять активность и самостоятельность в выполнении творческого проекта, механически воспроизводят случайные факты, испытывают значительные трудности в оперировании ими, не могут установить и объяснить причинно-следственные связи в процессе выполнения проекта. На данном уровне у учащихся отсутствуют собственные творческие инициативы, наблюдается избегание самостоятельных решений, ориентация на образец и помощь взрослого, возникают трудности в установлении межличностных отношений при создании совместных творческих проектов, выражена заниженная самооценка.